Требования к структуре исследовательской работы

Структура текста и презентации работы: ее основные разделы, их последовательность и взаимосвязь, отражает общую логику исследовательской или проектной работы; ход мысли автора, его действий.

Требования к структуре исследовательской работы

1. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно его заинтересовало, какие конкретно непонятные свойства объекта или явления нуждаются в проведении эксперимента для получения новых знаний о нем.
2. Постановка цели и задач. Формулируется направление исследований (цель) и шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достичь (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
3. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной (пример такой гипотезы: «В результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает»).
4. Методика. Это главный инструмент получения учащимися собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.). Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов.
5. Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики (см. предыдущий пункт). В результате этого этапа автор развивает навык применять теоретические сведения на практике; осваивает практический опыт работы с конкретным материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развивает способность говорить «от первого лица» при работе с первоисточниками.
6. Анализ полученных результатов. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с данными взятыми из литературы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.
7. Выводы. На этом этапе автор дает ответы на вопросы, поставленные в цели и задачах работы. Полнота логической связи между целями, задачами, гипотезой и выводами является одним из главных достоинств работы. Целесообразно дать постановку задачи на развитие исследования на основе полученных знаний.
8. Литература. Приводится список литературных источников, использованных в работе